По примеру  asgeth поизлагаю-ка я тоже своих мыслей на тему...
Всё нижеизложенное а) махровая имха, посему обмен мнениями приветствуется; б) к Профессору, типологии и всему прочему имеет отношение лишь постольку, поскольку растёт из того же источника.

Доминанта первая: Красота
Именно так, с большой буквы. Красота, возведённая в образ жизни (кто там сказал "шефанго"? у тех в образ жизни возведена скорее война), пронизывающая каждый шаг, эльфийское преломление общецивилизационного стремления к преобразованию мира. По крайней мере, так оно у эльфов в норме. Вспомните залы Бетмора: вот зачем было разузоривать эти все шестерёнки? а низачем, просто чтобы красиво было. Пример из той же бочки - явный выпендрёж принца: что бы там Госс ни говорил про without pomp and ceremony, пляску с копьём перед дракой в библиотеке и сальто с шестерёнки никак иначе не назвать. Подземное обиталище Его Высочества, опять же: с первого взгляда видно, что здесь живёт именно эльф, а не человек. Существо с совершенно другой направленностью мышления, для которого имеет значение не только что сделать, но и - как.
Кстати, ещё одна милая деталь - эльфийские одежды. Их ткань либо окрашена сложным градиентом, либо если однотонная - то жаккардовая. Никакой пестроты и очень красиво.
(и при всей повторяемости дель Торо - какую же всё-таки избыточность мира ему удалось создать! Мир, который явно продолжает существовать даже за пределами кадра, мелочи, которые увязываются в целостную систему и из которых можно делать выводы...)

Доминанта вторая: Правда
Что бы там ни говорил Эйб - дескать, "он нас обманул!" - Нуада за весь фильм не лжёт ни разу. Даже тогда, когда ложь ему выгодна. Даже тогда, когда выгоднее было бы умолчание - "Убей меня. Всё равно придётся - ведь я не остановлюсь" (и если бы Рэд, после такого предупреждения повернувшийся спиной к недавнему противнику, получил таки нож в спину - то был бы исключительно сам себе злобный моргот).
Эта доминанта, видимо, ещё живучее первой. Эльфы, живущие в подземельях Нью-Йорка, стремление к красоте уже утратили - вернее, им уже не хватает сил на творение, на преобразование мира, и даже тронный зал пребывает практически в том же виде, в каком его оставили люди - но договор, от которого им никакого проку, они блюдут. Собственно, именно в этом и состоит трагедия Балора: он дал обещание от имени всего своего народа, другая сторона заключённое соглашение нарушила, но эльфийский король по-прежнему его придерживается. Он видит, к чему это привело, и прекрасно понимает, что если продолжать в том же духе, то его подданные попросту вымрут... но для того, чтобы нарушить данное слово, ему надо буквально переломить себя об колено, сломать в себе нечто настолько важное, что после этого он уже перестанет быть целостным существом. Балор сам себя загнал в тупик, из которого нет выхода. И поэтому он улыбается, подставляясь под удар Нуады: сын не давал этого обещания, ему ничего не придётся нарушать - и он может спасти их народ, приняв на себя королевскую ношу.
Кстати, аналогичная черта, врождённая или выработанная с возрастом, есть у многих ведьмагов. Ибо умение менять мир по слову своему - приучает к ответственности за произнесённое слово. Ну а то, что эльфы - раса насквозь магичная, думается, никому доказывать не надо.