В первых книгах Роланд – просто человек, да, с молниеносной реакцией, с телом, прошедшим жесточайший тренинг. И только ближе к концу цикла выясняется, что существует так называемое «искусство прикосновения», которым Роланд хотя бы отчасти владеет – не так хорошо, как Джейк, тот просто природный медиум. После двадцати лет трудов над циклом Стивен Кинг переписывает первый том, потому что тот устарел, - и у Роланда появляются сверхспособности.
Кинговский цикл я дочитала до третьего тома. При том, что я Кинга не сильно жалую, эта вещь меня впечатлила. Думается, не в последнюю очередь - тем ощущением правильности, которое сквозило между строк, несмотря ни на что. Тем, что даже в мире, который сдвинулся, всё равно остаётся какая-то надежда, остаётся то, что стоит хранить, и даже если ты - последний из своих, это ещё не конец, потому что всё, что держалось раньше на многих, теперь живёт в тебе.
На последующие книги, конечно, облизывалась - но всё как-то не срасталось: то денег на книгу не было, то времени, чтобы с экрана прочитать... И вот, наткнувшись на последний том эпопеи, я не удержалась и заглянула в конец.
Нет, спойлеры мне никогда не портили удовольствие ни от чтения, ни от просмотра - для меня имеет значение не только "что", но и "как". И этот спойлер тоже ничего не испортил.
Я просто поняла, что дальше это читать не буду. Я не хочу узнать, как эта история замкнётся в кольцо, как погаснет эстель и победа обернётся поражением. Пусть для меня всё остановится в поезде, летящем через Пустоши. Пусть загадки останутся неразгаданными, а путь вдоль Луча - прямым.
Потому что иногда это бывает важно - вовремя остановиться.

Кстати, в Wolf`s Rain вроде тот же сюжет и тот же финал: рушащийся мир, несколько существ, которые идут куда-то, чтобы его спасти, а дойдя - обнаруживают, что спасение в том, чтобы всё начать заново. Но почему-то в нём есть эстель и нет мертвящего ощущения замкнутой предопределённости, как в умирающих мирах иарранова "Рассвета над водами Ганга".